|
|
|||
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СТРУНАХ ДЛЯ БАС-ГИТАРЫ? Когда в 1951 г. Лео Фендер сконструировал свой Precision Bass, струн для бас-гитар еще не было и в помине. Существовавшие в то время струны для контрабасов делались исключительно из бычьих жил и не обладали необходимыми для звукоснимателей электромагнитными свойствами. Что сделал Лео? Он вручную обмотал стальной проволокой участки жильных струн над звукоснимателем. Позже он заказал компании V.C.Squier изготовить стальные струны с плоской обмоткой для своего нового инструмента. Чтобы воспроизвести характерный мягкий звук контрабаса, эти струны были сделаны из стальной проволоки с никелевым или хромовым покрытием, обмотанной вокруг центральной стальной жилы. До начала 60-х годов струны с плоской обмоткой оставались единственным выбором для бас-гитар. Пока в 1963 г. не появился новый тип струн, существенно изменивший звучание этого инструмента: им стали струны с круглой обмоткой. Изобретенные англичанином Джеймсом Хау, Rotosound Swing Bass JS66 обладали более ярким звучанием, большим сустейном и атакой, по сравнению со струнами с плоской обмоткой. Мощный звук новых струн вскоре совершил поистине революцию в звучании таких выдающихся музыкантов, как Джон Энтвистл, Крис Сквайер и Стенли Кларк. Струны с круглой обмоткой обычно изготавливаются из стальной проволоки с круглым сечением, наматываемой на стальную жилу. Обратной стороной такого дизайна явилось то, что имея хорошую абразивную поверхность и твердость стали, эти струны издавали больше скрипов при скольжении по ним и к тому же нещадно "пилили" лады. Какое было предложено решение? Производители стали применять в качестве обмотки проволоку с покрытием из более мягких металлов, таких как никель, медь и даже золото. Звук при этом становился более мягким и менее ярким, чем у традиционных струн с обмоткой из чистой стали. Кроме того, струны с покрытием быстрее изнашивались. Тогда был предложен вариант полукруглой обмотки, получаемой путем шлифования наружной поверхности круглой обмотки. Обладая более мягким ходом и средним по яркости звуком, они получили свое признание у любителей безладового баса, предпочитающих более яркий звук, чем у плоских струн, и, в то же время, щадящих свой гриф.
В настоящее время производством струн занимается большое количество фирм, среди которых существует сильнейшая конкуренция. Несмотря на всякого рода нововведения, предлагаемые различными компаниями, сохраняется устойчивый спрос на традиционные типы струн. Вот почему в ассортименте большинства производителей можно встретить практически все существующие с давнишних времен модификации. Различия касаются, в основном, технологии производства. И здесь до сих пор не утихает спор между сторонниками ручного и машинного способа изготовления струн. Понятно, что первый из них появился гораздо раньше и может считаться более традиционным. La Bella, например, "мотает" свои струны вот уже более 350 лет. Сторонники ручного труда говорят о струнах как об уникальных произведениях искусства, чья уникальность может быть достигнута только ручным способом, подчеркивая авторскую роль мастера. Однако доводы типа "старый конь борозды не портит" не впечатляют таких производителей, как D'Addario и SIT, которые не видят никаких реальных преимуществ ручной технологии. К тому же, контроль качества даже на самой современной автоматизированной линии не обходится без участия живого человека. Такие крупные производители струн, как D'Addario или D'Aquisto, кроме самих струн занимаются также разработкой и производством машин для их изготовления с использованием высоких технологий и микроэлектроники. Тем не менее, никто, в свою очередь, еще не доказал, что машина может делать более хорошие струны, чем человек. Спор продолжается. Между тем, разработки, ведущиеся на протяжении всей истории развития этой отрасли, создали целый ряд технологических нюансов, получивших свое применение и своих почитателей. Всем известно, что звук возникает в результате колебания струны. Чтобы этот звук обладал должной музыкальностью, необходимо присутствие в нем "правильных" обертонов. Кроме того, струна должна обладать определенными механическими свойствами. Поэтому басовые струны не делают из цельного стального провода, а все они состоят из центральной жилы и одной или нескольких обмоток. Вот тут и возникает вопрос о соотношении диаметра сердцевины и толщины обмотки. Готовых рецептов нет. Каждая компания сама подбирает эти величины, руководствуясь своими соображениями. Одни производители предпочитают тонкую центральную жилу с толстой обмоткой, объясняя, что так достигается большая яркость звучания. Действительно, с тонкой сердцевиной подвижность струны больше и звук ярче, но при этом теряется сустейн и громкость, да и строй такая струна держит хуже. Соотношение центральной жилы и обмотки влияет также и на чувствительность струны. Многие фирмы и музыканты называют это "натяжением". На самом деле, оно складывается из двух показателей: гибкости самой струны и той силы, которая необходима для натяжения струны на должную высоту. Струна с толстой сердцевиной будет более тугой и упругой, чем струна такого же диаметра, но с тонкой центральной жилой и более толстой обмоткой. Производители тратят уйму времени и энергии на поиск оптимальной чувствительности не только для каждой струны, но и для всего комплекта. Еще одним плацдармом для экспериментов является сечение центральной жилы. Большинство фирм (Rotosound, SIT и др.) используют провод с гексагональным сечением. Это, по их мнению, придает дополнительную яркость и стабильность струне за счет того, что обмотка надежнее "цепляется" за углы сердцевины. Другие, например, DR и Stringer, предпочитают круглое сечение. Их доводы не менее убедительны. Они настаивают на том, что к круглой сердцевине обмотка прилегает плотнее, без зазоров, что не только положительно влияет на плотность звука, но и препятствует скоплению грязи и пыли, а, следовательно, продлевает струнам жизнь. Проблема же в том, что вокруг круглой жилы обмотка может проворачиваться. Поэтому компании, использующие круглую сердцевину, идут на всякого рода ухищрения, способствующие дополнительной фиксации обмотки (всевозможные спилы и насечки в определенных участках). Многие фирмы подвергают свои струны дополнительным манипуляциям уже после намотки. В частности, уже упоминались струны с полукруглой обмоткой. Их выпускают почти все компании. Кроме того, существуют еще так называемые струны с компрессионной обмоткой. При такой технологии струны пропускают через специальные ролики, которые спрессовывают витки обмотки, уплотняя их относительно друг друга. Таким образом, при той же длине число витков у таких струн больше, а, следовательно, больше плотность и меньше лишних зазоров. В Alembic'е, однако, выступают против всякой обработки готовых струн, считая, что это приводит к лишней деформации металла, поэтому с той же целью там применяют обмоточный провод с овальным сечением. В начале 70-х Rotosaund предложила басовые струны, у которых обмотка заканчивалась непосредственно перед струнодержателем, обнажая центральную жилу. Это позволяло увеличить подвижность и сустейн струны. Хотя Rotosound до сих пор владеет патентом на струны с открытой центральной жилой, многие фирмы наладили выпуск "суживающихся к концу" струн, у которых над струнодержателем проходит только один слой обмотки (Trace Elliot). Джим Д'Аддарио категорически возражает против такого подхода. По его мнению, чтобы струна создавала равномерные колебания, она должна быть одинаковой по толщине на всем своем протяжении. О также считает, что по той же причине от струн с суживающейся обмоткой практически невозможно добиться абсолютного строя. Как видно, сколько фирм - столько и мнений. Можно долго спорить, но как музыканту, ищущему желанный звук, сделать свой выбор? А только методом проб и выброшенных денег. Но давайте рассмотрим факты, которые хотя бы помогут сузить круг поиска.
Судите сами. Bass Player проводил испытания 144 комплектов струн различных компаний. Для точности сравнения они использовали струны приблизительного одного, "среднего", калибра. Более толстые струны той же модели (0.050 - 0.110) будут давать более тяжелый, низкий тембр, а супертонкие (0.030 - 0.090) - более легкий и звонкий. Также не следует забывать, что большинство фирм продает различные калибры своих моделей струн по отдельности, так что можно, вообще, собрать свой собственный комплект. По результатам тестирования не было выявлено ни одного аутсайдера, также как и лидера: у каждой модели нашлись свои достоинства. Вряд ли Bass Player побоялся кого-то обидеть. Скорее всего, что с хорошим инструментом и на хорошей аппаратуре все струны, как мы уже выяснили - одного, хорошего, качества, действительно звучали по-своему хорошо. Ниже приводится таблица этого испытания в оригинальном виде. Как видите комментарии во многом схожи.
Литература: Автор: Роман "Rommy" Ахапкин
|