Примочка в линию

 

 

Двуручный тэппинг

 

 

TABS

 

"Примочка в линию": Мыслей нет и денег нет, комбика нет, примочки нет. Есть паяльник!

Один мой приятель, задумав научиться играть на гитаре, купил себе гитару фирмы Flight. На большее у него денег не было, к тому же, по всей видимости, другого ему было и не надо. Естественно, ему сразу понадобилась "примочка", и тогда он обратился ко мне. Мой мягкий ответ, мол, к "примочке" неплохо еще и комбик иметь, он проигнорировал. И вообще, как я заметил, это явление довольно частое - когда покупают "примочку", не имея комбика. А потом подключаются "в линию" и говорят о том, как все плохо звучит. Еще хуже - когда говорят о том, что им нравится этот жуткий "фузящий" звук, и что они даже слышать ничего не хотят о каких-то там преампах, комбиках, директ-боксах и прочих буржуйских изобретениях. С учетом вышесказанного я решил в корне изменить ситуацию.

Первым делом я решил сделать "примочку" для игры в линию. Причем она должна была быть простой - для повторяемости, и иметь обычный выход для комбика - на тот случай, если ее обладатель когда-нибудь к своей гитаре Flight или Samick добавит еще какой-нибудь чудо-комбик вроде Yerasov или Aria Pro. То есть выход в комбик должен был иметь хороший срез верхних частот.

Схема 1: line_dist.jpg (61171 bytes)
Схема 2: line_dist_v2.jpg (53189 bytes)

Надо сразу оговориться, что примочка рассчитывалась на репетиционную работу. К примеру, если на базе нет нормального аппарата, описываемый прибор будет в самый раз. Или, например, в клубе установлены отечественные комбики со странной надписью вроде punx not dead, и тот, кто должен крутить ручки (звукооператор то есть) валяется на полу с бутылкой. В общем, в таких клубах тоже можно играть с такой примочкой, правда ваш крутой саунд вряд ли кто оценит. Как правило, люди, ходящие в такие клубы, не разбираются в драйвовых примочках, зато знают, в каком ларьке пиво "Балтика Й9" более спиртовая.

После объяснения возможных областей применения прибора перейдем непосредственно к его конструкции. Чтобы не тратить много времени, блок перегрузки я отобрал у Fender'а с незначительными изменениями. Прибор имеет переключатель режима выхода "В ЛИНИЮ/В КОМБО" и три ручки-регулятора. Несмотря на стандартные названия ручек - "драйв", "громкость" и "тембр", я постарался, чтобы весь их диапазон был практически применим. То есть, чтоб не было такого, как в примочках вроде Rostex или Gamma - во всех положениях звук отвратительный, а если ручки поставить в крайние положения, то звук такой, что хочется долго избивать создателей изделия.

При правильной разводке дорожек взаимопроникновения каналов (это когда на чистом звуке слышно как что-то тихо "фузит" на заднем плане) не будет. Кроме того, на канале чистого звука - после повторителя - можно поставить режекторный фильтр, тот же Т-мост, для того, чтобы при игре в линию чистый звук был более или менее приятным. Обычно достаточно уменьшить уровень сигнала в районе 800Гц на 10 дБ, но тут надо поэкспериментировать, потому что это сильно зависит от аппарата.

В примочке применен переключатель несимметричного ограничения. На слух это звучит так, как будто что-то очень сильно "перегрузили". С резистором, понятное дело, можно поэкспериментировать, добиваясь разной симметрии ограничения.

Теперь о деталях. Их можно ставить такие, какие имеются в наличии. Если есть из чего выбрать - вот рекомендации. Операционный усилитель - один TL074 (счетверенный, чтобы плата была поменьше). Если его нет, то можно использовать две штуки TL072, 4560, 4558 или даже счетверенный 1401УД2. Транзистор - 2SC1815, 2SC5088 или КТ3102. Светодиоды - обязательно импортные, 3,5 миллиметра красные, на самое низкое напряжение. Их обязательно надо покупать в магазине. Другие два диода - любые кремниевые, даже отечественные выпрямительные, например, 1N4148, Д220 и пр. Конденсаторы (кроме "мелких") - пленочные полистироловые, а остальные - керамические на 63 вольта. Электролиты - на 25 вольт алюминиевые. Вместо пленочных в принципе можно поставить и сегнетокерамику - это такие небольшие, желтого цвета; они бывают до нескольких микрофарад и все равно маленького размера. У них хотя и большой разброс, зато и в примочке никаких критичных к параметрам узлов нету. Правда, керамика приводит иногда к микрофонному эффекту, поэтому все-таки лучше ставить пленочные конденсаторы.

Какие рекомендации по сборке? Лучше всего, конечно, изготовить печатную плату, но изделие легко сделать и на макетной плате. Собирать лучше всего по узлам. То есть, сначала собирается делитель напряжения с гнездом адаптера, потом первый каскад. Если все работает, то собирается второй каскад и так далее.

Что должно получиться? При подключении в мой бытовой магнитофон-мыльницу с минимальным тембром получается такой же звук, как у IRON MAIDEN, а в других положениях регуляторов - такой же звук, как у АРИИ. Ничего "тяжелого" в линию извините, пока не будет. Как-нибудь в следующий раз.

Юрий Баранов, spc_86@mail.ru

P.S. Еще одна сверхпростая идея. Поглядев на мини-комбики Marshall и Fender я решил тоже сделать такой. В отличие от упомянутых, мой имеет более практичную ручку тембра, меньше "песка" и скорее всего драйв получше - две ручки, одна из которых отвечает за сильный драйв, а другая регулирует его от слабого до нулевого. Предупреждение - потенциометр в регулировке тембра сдвоенный. Усилитель - любой, который работает от батарейки (см. на www.chipinfo.ru), например TDA7267.

Схема: u-amp.jpg (36772 bytes)

 

 

 

 



 



Народ.Ру

 

Hosted by uCoz